Тибетский Танка и Мандала | Tibetan Thangka and Mandala

Мандала (санскр. mandala = ”круглый, круговой”), символико-магическое плоское или рельефное, графическое, живописное, насыпное или фигуративное (изначально — круглой формы) воплощение представлений о структуре мира, признаных в Учении той или иной духовной Школы (обычно — буддистской, хотя есть и мандала майя и др.).

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (в ламаизме Мандала, где север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ВАДЖРА в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант Мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре Мандалы, или некоторыми местными вариантами символики. Изображения Мандалы, как правило, многочисленны и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например, в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Вот как определяют биопсихическую природу Мандалы Ральф Мецнер и Тимоти Лери: «Механизм Мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если Мандала является изображением структуры глаза, то центр Мандалы соответствует ”слепому пятну”. Поскольку ”слепое пятно” — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя ”наружу” через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает Мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь.»

(санскрит) Круг. Диск. Сакральное, священное место, где совершается ритуал. Цикл гимнов «Ригведы». Собрание монахов. Модель мироздания. Космограмма. Магический узор. Мандалы в виде живописных двумерных композиций широко применяются в духовной практике буддизма. В каждой заложена концепция, представленная изображением персонажей и символов, расположенных определенным образом. Созерцание мандалы происходит по спирали от периферии к центру. Адепт совершает это «путешествие», проходя через переживания, вводящие его в измененное состояние сознания. Он постигает глубинный смысл, содержащийся в композиции. В тайну мандалы ученика посвящает учитель. При созерцании распеваются мантры. Мандалы выполняют на тканях, на бумаге, из песка, из камня. Наиболее популярна мандала «Колесо бытия» (бхавачакра). Созерцание мандал способствует просветлению. Комплекс психических состояний, при переживании которых происходит определенная визуализация, называют внутренней мандалой.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи или альпона.


ТАНКА (thangka - тиб.) или свиток — особое религиозное искусство Тибетского Буддизма. В древней Индии существовал особый вид Буддистской портретной живописи, именуемый Пата (Pata), которая выполнялась на особой ткани (kasaya, внешняя одежда монаха).

Материал, используемый для танка — это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк для особо важных изображений. Прежде всего материал натягивается на деревянный подрамник (тиб. Tang-shin). Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка — это непрозрачные минералы, как например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней, и пожалуй самой важной частью работы над танка, является живописание золотом. После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения (тиб. ram-ne) танка, который проводит опытный Лама.

На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют большие группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.

Информация
Автор finfisher555 Нравится 1
Рейтинг 1.4 Не нравится 0
Голосов 2 Прочитали 1
Дата 2021-12-30 07:00:00 В избранном 0
Ваша реакция

Только авторизованные пользователи могут участвовать в рейтингах, делать заметки и добавлять в избранное.

Зарегистрироваться

Авторизоваться

На рекомендательном сервисе WEBmancer.Org только зарегистрированные пользователи могут комментировать и оставлять рецензии. Авторизованный пользователь так же может ставить отметки книгам, фильмам и другим постам. Вести учет прочитанных книг и просмотренных фильмов. Добавлять посты в избранное и иметь к ним быстрый доступ.